Обувная война
Ведется и другая торговая война — обувная. Американские производители обуви и профсоюзы обувщиков оказали сильное давление на президента США с целью добиться повышения таможенных тарифов или установления квоты на импорт бразильской обуви. Основанием для таких требований послужило сокращение занятости в этой отрасли промышленности США с 215 тыс. в 1970 г. до 120 тыс. к середине 80-х. Президент Ж. Сарней, обращаясь к представителям своих заинтересованных профсоюзов, заявил: ”Вмомент, когда страна предпринимает огромные усилия по демократизации и экономическому возрождению, никоим образом нельзя оправдать новые протекционистские меры развитых стран”. Возможные потери Бразилии были оценены в 300 млн долл. в год при росте безработицы на 50 тыс. человек. Американское правительство не только заботливо опекает своих капиталистов, но и не упускает возможности увеличить и непосредственные доходы казны от эксплуатации стран Латинской Америки. Так, после подписания в 1977 г. договоров о Панамском канале США постарались переложить большую часть расходов по его эксплуатации на маленькую Панаму, хотя ее доля в общей сумме доходов была в несколько раз меньше американской. А в 1983 г. Вашингтон принял решение увеличить почти на 10% тарифы на проход судов по каналу. В личном письме президента Эквадора О. Уртадо Р. Рейгану указывалось, что это повышение тарифов уже третье с 1974 г. и их суммарный рост за 10 лет составил 85%. Кроме того, Эквадор, один из основных пользователей каналом, вынужден включать повышенные тарифы в стоимость перевозимых товаров, уменьшая их конкурентоспособность. Правда, последний довод вряд ли мог подействовать на президента США — ведь через Панамский канал страны Латинской Америки торгуют не только между собой, но и с Западной Европой, так что повышение тарифов одновременно ухудшило позиции американских конкурентов.